Игра «Кубань - мой край золотой!»
Цель: углубление знаний учащихся о Кубани, воспитание чувства патриотизма, развитие творческих способностей.
Подготовительная работа:
ü Исторический материал раздаётся заранее в виде связного текста. За его основу можно взять ответы на вопросы викторины.
ü Тексты песен раздаются заранее, каждое звено выбирает себе одну. По возможности нужно разучить эти песни со всеми детьми, которые будут на мероприятии.
ü Заранее готовятся тексты четверостиший для конкурса стихотворцев
Составляющие игры:
1. Викторина «Заселение Кубани казаками»
2. Музыкальный конкурс
3. Конкурс стихотворцев
Вопросы викторины:
1. Куда и когда прибыла первая партия казаков?
2. Кто и когда привел вторую партию казаков?
3. Кого считают основателем Екатеринодара?
4. Где и почему был основан Екатеринодар?
5. Какое значение изначально придавали казаки Екатеринодару?
6. Когда и как началась история улицы Красной?
7. Что было главной заботой куренного атамана Захара Чепега?
8. Почему казаки выбрали для крепости Карасунский Кут?
9. Как происходило распределение куренных селений?
10. Из чего и как была построена Екатеринодарская крепость?
11.Сколько лет ее строили?
12.Как впервые на Кубани появилась пшеница?
Ход и организация викторины.
. Команда из 5 человек (звено) выбирает капитана, название. 3 человека и учитель – жюри. Баллы записываются на доске одним из членов жюри.
1. Викторина
Команды выбирают по 4 вопроса в порядке жеребьевки и по очереди отвечают на них. Максимум – 2 балла за вопрос
Вопросы к зрителям:
Ответьте, была бы Кубань частью России без казаков? Что представляет собой флаг Кубани? Как выглядит герб Кубани?
А почему,на ваш взгляд, пел Александр Розенбаум : «Только песня казаку во степи подмога…» ?
2. Музыкальный конкурс
Команды по очереди называют народные кубанские песни, либо песни о Кубани. Можно просто пропеть часть куплета или припев. Каждый правильный ответ – балл. Если команда не ответила в течение 10 секунд, она выбывает из этого этапа состязания.
Команды исполняют выбранную заранее песню. От 1 до 3 баллов, можно добавить балл за поддержку песни зрителями, если они подхватывают припев или поют с командой
3. Конкурс стихотворцев.
Раздаются листы с текстами стихотворений, но некоторые слова пропущены. Задание: вместо точек вставьте слова. Совпадение с оригиналом = 1 баллу.
1). В степи, под этим южным …. , небом
Мне хлеборобы как родня.
Они Россию кормят …. , хлебом
А это значит и …. . меня
2). Бессмертна память о герое,
В веках по праву тот живёт,
Кто жизнь отдал на поле …. боя
За Родину, за свой …. . народ
3). Из далёких стран полуденных
Из заморской …. стороны
Бьём челом тебе, родная,
Твои …. сыны. верные
4). За что я Родину ….? люблю
За что я вместе с ней страдаю?
И каждый вздох её ловлю,
И слёзы горечи …. . глотаю
5). Вблизи села турецкого
У берега … реки
С набега молодецкого
Собрались … . казаки
6) Кубань моя,
Мой край золотой,
Люблю ……. Тебя
Всей русской …. Душой
Итог: подсчёт баллов, аплодисменты победителям, исполнение 1 куплета гимна Кубани.
Источники
1.school8tich.narod.ru, викторина «Знаток Кубанского говора». Автор: Вострикова Лариса Анатольевна,учитель русского языка и литературы СОШ№ 8 ст. Новорождественской, Тихорецкий район, Краснодарский край
2. http://www.kubanoved.kubannet.ru/r51/?m=2871, викторина "История кубанского казачества", Кагосян А.К., заместитель директора гимназии №16 г. Сочи
3. История Кубани в рассказах и иллюстрациях. Учебник для 4-х и 5-х классов общеобразовательных учреждений. ОИПЦ «Перспективы образования», 2006год.
4. WWW/akkordi.ru (тексты песен)
Ответы на вопросы викторины:
1. Первая партия строевых казаков во главе с командиром казачьей флотилии войсковым полковником Саввой Белым прибыла сюда морем и 25 августа 1792 года высадилась в Тамани.
2. Второй поток переселенцев на Тамань составили 600 казаков из команды полковника К. Кордовского. Они прибыли из Слободзеи (местечко на Днестре, где располагался войсковой Кош) сухопутным путем через Крым. Вместе с ними общая численность казаков на Тамани достигла 3847 человек.
3. Место для Екатеринодара сыскал Захар Алексеевич Чепега.
4. Карасунский кут - полуостров, поросший дубовым лесом, - кошевой атаман счел как нельзя более подходящим для того, чтобы построить здесь «главный войсковой град. С трех сторон будущий город надежно защищали воды Кубани и Карасуна, четвертую – северную – оградили впоследствии земляным валом.
5. С первых дней своего существования Екатеринодар являлся военно-административным центром земли войска Черноморского, получившей впоследствии название «Черномория». Военная и административная функции являлись главным смыслом существования Екатеринодара как города и определяли образ жизни его обитателей.
6. от Карасунского Кута нашими прадедами плугом проведена первая борозда в степь. Так родилась улица Красная.
7. Главной заботой Захара Алексеевича Чепега. было сохранение кубанских степных лесов.
8. Крепость Екатеринодар разместилась рядом со старой суворовской крепостью, которая имела естественную и надежную защиту — буйную реку Кубань, охватывавшую Карасунский Кут с трех сторон.
9. Заселявшийся край был разделен на сорок куреней: где кому жить и вековать решила беспристрастная жеребьевка.
10. Екатеринодарская земляная крепость строилась очень медленно, силами самих казаков, без помощи инженеров, и поэтому она, разумеется, не могла отвечать всем требованиям, предъявляемым к подобным фортификационным сооружениям.
11.В течение 8 лет все сооружения были завершены.
12.Первые хлебные семена, или “посадочный материал”, были привезены поселенцами в 1793 году с Украины и, когда весной следующего года им удалось оседло устроиться на правобережных землях, пшеницу посеяли на раскорчеванной новине. Почва оказалась плодородной. Казаки взяли хороший урожай, вполне окупивший их труд. Это были робкие шаги первых кубанских земледельцев.