-1-

«ПРАЗДНИК «ПРОЩАНИЕ С АЗБУКОЙ»

 

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, люди планеты Земля.

Все мы такие разные,

А вместе мы одна семья!

 

Почему мои друзья собрались все вместе?

Отчего стихи звучат и поются песни?

Что за праздник здесь собрал

Взрослых и детишек?

Это ведь не карнавал и не новогодний бал?

 

            ВСЕ: Это праздник книжек!

 

Знают взрослые и дети

И шахтер и водолаз,

Что трудней всего на свете

Самый первый школьный класс.

Исполняют песню «Учится, учится идее мы в 1 класс»

Топ-топ, топает малыш,

С мамой по дорожке милый стриж.

А в его руке портфель большой:

В школу первый раз малыш пришел.

Топ-топ, топ-топ, очень нелегки.,

Топ-топ, топ-топ, школьные шаги.

 

Первый класс — это первый задорный звонок.

Первый класс — это первый серьезный урок.

Первый класс — это первая в жизни оценка.

Это шумная, радостная переменка.

Исполняют песню «Переменка»

Знают девочки в классе и знают мальчишки:

Первый класс — это первая школьная книжка.

 

Потрудились мы немало,

Ведь, по правде говоря,

Русской грамоте начало

На страницах букваря.

 

Есть, друзья, у букваря

Очень верная сестра.

Ты назвать ее сумей-ка.

Это... АЗБУКА.

 

Ты в Азбуку впервые вник,

Читая по слогам.

Потом прочтёшь ты сотни книг

К сознательным годам.

И ты поймёшь: без Азбуки

Вся жизнь прошла бы зря!

 

До свиданья, до свиданья,

Книга первая моя.
Приходи к нам на прощанье,
Ждут тебя твои друзья.

 

-2-

 

В класс входит Азбука, обращается ко всем присутствующим.

 

Азбука.

Здравствуйте, мамы, здравствуйте, папы! Привет, маль­чики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!

 

Только в школу вы пришли —
Встретилась я с вами.
Дни учебы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
(Обращается к учителю.)

 

А где же мои помощники-буквы?

 

Учитель.

Не волнуйся, дорогая Азбука. Ты ведь знаешь, что я тоже немножко волшебница. Сейчас скажу заветные слова — весь алфавит появится перед тобой

 

Шарма, фарма, туквы, муквы,

Дети, превращайтесь в буквы.

 

Дети надевают на головы шапочки с изображением букв алфавита.

 

Учитель.

Уважаемая Азбука! Принимай парад букв!

 

Азбука.

Есть принимать парад! Команда славная моя, стройся, в ряд от А до Я! Алфавит, равняйся, смирно! Доложить о готовности к параду!

 

Ребята группами декламируют стихотворение.

 

АБВГДЕЖ — прикатили на еже.
ЗИКЛМНО — дружно вылезли в окно.
ПРСТУФХ — оседлали петуха.
ЦЧШЩЭЮЯ — вот и все мы здесь, друзья!

 

Азбука.

Алфавит, по порядку номеров выступай!

 

 

А а

 Акула гостей пригласила и ждёт.

- Ах! Что-то к акуле никто не идёт.

Долго гостей дожидалась акула,

И, не поужинав, так и уснула.

 

-3-

Б б

Боря мил, Боря мал,

Боря с бабушкой гулял,

Вдруг споткнулся  о лопух

И свалился:

- Баба, бух!

 

В в

Валя как-то в лес пошла,

Там венок себе сплела.

Васильковый тот венок

Опустила в ручеёк:

- Пусть плывёт он по волнам,

Шлёт привет моим друзьям!

 

Г г

- Га-га-га! – гогочет гусь.-

Я гусятами горжусь!

Головастые птенцы

Все отличные пловцы!

И ныряют очень ловко!

Вот уменье! Вот сноровка!

Эй, гусята, не зевайте,

Далеко не заплывайте!

 

Д д

Дом собаки – конура.

Дом лисы – её нора.

А у дятла дом – дупло,

Там уютно и тепло.

 

Е е

Маленький енот

Выучил семь нот.

Станет музыкантом

Маленький енот!

 

Ё ё

Ёжик вышел за калитку,

Ёжик встретил там улитку.

Стал он думать да гадать:

- Как с улиткою играть?

 

Ж ж

Журавль по болоту не просто гулял:

Своим журавлятам он клюкву искал,

Чтоб наелись клюквы

И учили буквы!

 

 

 

З з

Замерзают уши, щёки,

На дорожках – снег глубокий.

Возле горки кутерьма.

В город наш пришла зима.

 

И и

Шли на рынок две индюшки,

Неразлучные подружки.

Шли, беседуя сердечно,

Но до рынка не дошли, 

Потому что через речку

Переправы не нашли.

 

Й й

Игорь голову ломал,

Игорь йогурт выбирал:

- Есть банановый, есть малиновый,

Мандариновый, апельсиновый!

Что же выбрать? Не пойму!

Лучше сразу все возьму!

 

 К к

Кот забился в уголок,

Колбасы стащил кусок.

Ладно, котик, ешь колбаску,

Промурлычишь на ночь сказку!

 

Л л

Лена летом вышла в сад.

Что за дивный аромат?

Это – лилия. Она

И красива, и нежна.

 

М м

Знают взрослые и дети:

Мама может всё на свете!

Замесить на кухне тесто,

И прибрать, и постирать,

На ночь спеть сыночку песню…

Утром всё начать опять!

 

Н н

Насморк начался у носорога.

Носорог расстроился немного:

- Вот, твердит, - задачка! Вот вопрос!

Рог мешает капли капать в нос!

 

 

-4-

 

О о

На огороде огурцы –

Такие чудо-молодцы!

Их чаще, Оля, поливай, -

И будет славный урожай.

  

П п

Попугай сбежал из клетки, -

Поискать решил дружка.

Он увидел на заборе

В пёстрых перьях петушка.

- Петя! Петя! Запевай!

Потанцует попугай!

 

Р р

Эй, зверушки, берегись!

На охоту вышла рысь.

Рысь на кошечку похожа,

Только ей не скажешь: «Брысь!»

 

С с

Сегодня выпал снег. Ура!

И с самого утра

Снеговика среди двора

Лепила детвора.

 

Т т

Попросил тигрёнок папу:

- Покатаемся в такси!

Тигр грозит тигрёнку лапой:

- Лучше даже не проси!

Не ленись! Не зевай!

А садись на трамвай!

У у

Удав промаялся два дня:

Он измерял свой рост.

Едва нашел, где голова,-

Вмиг позабыл, где хвост.

Ф ф

Наводит Федя на ребят

Свой новый фотоаппарат.

Играет детвора в футбол.

На фото выйдет славный гол!

 

Х х

Хлеба крошки хомячок

Быстро прячет в сундучок.

Два чудесных сундучка

За щеками хомячка.

Ц ц

Цирк – оркестр, огни и смех.

Выступают здесь для всех

Акробаты, силачи –

Скажем просто: циркачи!

 

Ч ч

Купил черепашонок

Чернила и тетрадь.

Читать он научился,

Научится писать!

 

 

Ш ш

Шуршит камыш.

Над речкой тишь.

И только двое лягушат

Камыши тихонько ворошат.

 

Щ щ

Попросил щеночек тётку:

- Подари мне, тётка, щётку.

Будет мне тогда не лень

Зубы чистить каждый день!

 

Ь

Это очень важный знак,

Без него нельзя никак:

Ни пробегать целый день,

Ни найти под клёном тень.

 

Ы

И пуглива, и скромна, -

За спиной других она.

Но при том значенье слова

Изменить всегда готова:

У кита усы – как сито.

Кот на солнце дремлет сыто.

 Ъ

Твёрдый знак – серьёзный знак:

Лишь покажет свой кулак,

Вмиг приходится словам

Разделятся пополам.

Э э

Длинноногий страус эму

Доказал нам теорему:

Лучше бегать и скакать,

Чем по воздуху летать!

Ю ю

Юра юнгой хочет стать,

В южных странах побывать,

А пока построил плот

Юра – юный мореход.

 Я я

Яся ягоды нашла

И бабуле принесла.

А бабуля Ясеньке

Яблочко дала.

 

 

-5-

Исполняют песню «Буквы пляшут и поют»

 

Незнайка. Ой, а что у вас здесь происходит? Народу полным-полно и Азбука здесь.  Здравствуйте вам! (Спрашивает у Азбуки, показывая на буквы.) А это кто?

Азбука. А это мои помощники — буквы.

Незнайка. Зачем тебе так много букв? И почему одни красные, а другие — синие?

 

Азбука. Это буквы гласные и согласные.

 

Незнайка. Ну, их очень много. Сколько их всего?

 

Дети. 33.

 

Незнайка. Ого! Бедные детки! Как можно все их выучить! 33 это ж больше, чем пальцев на руках. Нет, если бы я работал Букварем, я бы оставил букв поменьше, чтоб ребятам было полегче! На­пример, одни гласные или одни согласные.

 

Учитель. Эх, Незнайка! Нельзя говорить о том, чего не зна­ешь. Только один раз гласные и согласные буквы поссорились. А что из этого получилось? Посмотри!

 

Буквы делятся на две группы: гласные и согласные, становят­ся по разные стороны от учителя.

Инсценируется сказка «Всегда вместе» А.А. Шибаева.

 

Однажды не поладили буквы — гласные и согласные — и ра­зошлись в разные стороны.

Сбились согласные в кучку, хотели поговорить— и никак! Кашлянули:

— Кх! Чихнули:

— Пчх! Хмыкнули:

— Хм!

Зачем-то позвали кошку:

— Кс, кс, кс!
И заскучали... Вдруг:

— Тс-с!
Показалось им, что-то где-то рыдает. Прислушались.

— А-а-а! О-о-о! — кричали гласные. Они плакали, как
маленькие дети:

— Уа! Уа!

Аукались:

— Ау!Ау!

 

И согласные крикнули им (вернее, хотели крикнуть, но у них получалось лишь невнятное бормотание):
БДМ               ВСГД           ВМСТГ
И услышали радостное (но тоже непонятное):
У-Е               Е-А               Е-Е!

Заключили буквы мир, снова стали рядом, внятно сказали:

БУДЕМ         ВСЕГДА       ВМЕСТЕ!

И с тех пор никогда больше не разлучались.

 

Незнайка после инсценировки становится возле учителя.

 

Незнайка. Вот это да! Никогда бы не подумал, что каждая бук­ва так важна!

 

Азбука. Надо тебе, Незнайка, серьезно заняться своим обуче­нием.

 

Незнайка. Ну, допустим, это лишнее. Я и без грамоты могу прекрасно стихи сочинять. Вот к празднику приготовил свежень­кие, еще никто их не слышал. Хотите, продекламирую?

 

 

-6-

Читает стихи. Дети исправляют допущенные им ошибки.

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.

Синеет море перед нами.

Летают майки над волнами.

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Врач напомнил дяде Мите:

— Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном.

Учитель. Видишь, Незнайка! Не зря говорят: «Мало уметь чи­тать, надо уметь думать». Садись и слушай внимательно: сейчас буквы будут загадывать загадки родителям, а мамы и папы поста­раются отгадать. Ты, если будешь внимательным, тоже сможешь.

Буквы снова становятся в стран от А до Я, по цепочке рас­сказывают стихотворение-загадку — каждая о себе.

Инсценирование стихотворения «Загадочные буквы».

А — лягушку проглотил (аист)
Л — тележку покатила {лошадь)
Д— откроем и войдем (дверь)
Ш — на елке мы найдем (шишка)
О — жужжит и больно жалит (оса)
П — в лесу деревья валит (пила)
В — чирикает на ветке (воробей)
Т — рычит на нас из клетки (тигр)
М — спасается от кошки (мышка)
Ц — в горшочке на окне (цветок)
Н — приятный любит запах (нос)
К — на мягких ходит лапах (кошка)
Щ — усердно чистит зубы (щетка)

З — велит надеть нам шубы (зима)

Ч — с собою домик тащит (черепаха)

Э — откликнется из чащи (это)

С — по шерстке мы погладим (собака)

Ё — мы к празднику нарядим (ёлка)

И — в лесу на курьих ножках (избушка)

Г — лежат у нас в лукошке {грибы)

Ф — мерцает огоньком (фонарь)

Ю — завертится волчком (юла)

Е — в лесу с куста мы ели (ежевика)

Р — вокруг луны летает (ракета)

X — к обеду на столе (хлеб)

Я — на каждом корабле (якорь)

Незнайка (во время стихотворения пытался вставить свои неправильные ответы, удивляется). Как ловко отгадали все за­гадки эти дяди и тети. Наверно, в школе вы все хорошо учились? Это ты их учила, Азбука?

Азбука. Нет, не я, а мой дедушка-букварь (показывает букварь старого издания). Он мне рассказывал; какими робкими и не­смышлеными они приходили в школу. А он учил их так, как я сей­час учу этих девочек и мальчиков.

Незнайка. Каких девочек и мальчиков? Их-то в классе я и не вижу. Буквы здесь, а где ребята?

Азбука. Ах да, пора моим помощникам-буквам превращаться в учеников (говорит волшебные слова):

«Шарма, фарма», — я скажу,

 Покажу пять пальчиков.

Буквы, превращайтесь
В девочек и мальчиков.

После этих слов дети снимают шапочки.

Незнайка. Здравствуйте, девочки, здравствуйте, мальчики! Как вы подросли, повзрослели.

 

Азбука. И многому научились. Я им больше не нужна, но ты, Незнайка, даже не представляешь, сколько трудностей поджидает ребят впереди.

 

-7-

Учитель. Да, дорогая Азбука. С тобою мы сегодня распроща­емся: ты остаешься в первом классе, а мы отправляемся дальше по дороге знаний и открытий. А что, ребята, нам нужно взять с со­бой, чтобы справиться со всеми трудностями?

 

Дети. Терпение, старание, умение, аккуратность.

Неожиданно в дверь входят три героя.

Герои. А нас возьмете с собой, милые ребятки?    

Дети. А кто вы такие?

Герои. Читайте сами!

Показывают карточки, прикрепленные на рубашках. Там на­писано; день, жадность, баловство.

Учитель. Ребята возьмем их с собой?

Дети. Нет!

Лень, А как же? Неужели вы без нас обойдетесь? Неужели не будете лениться, баловаться, жадничать?

Жадность. Вы же такие некультурные, невоспитанные, чи­тать-писать научились, а как вести себя — не знаете.

Дети. Знаем!

Баловство. Ну-ну, сейчас посмотрим, знаете ли вы волшебные слова.

Герои читают стихи, а ребята досказывают последнее слово.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: Доброе...           (Утро)

 

Если в ночь случилась встреча,

Говорим мы...           (Добрый вечер)

 

И всегда при расставанье

Говорите...               (До свиданья)

 

Уезжает кто-нибудь —

Пожелайте...(В добрый путь)

 

Попал я в дедушку мячом

И закричал: «А я оря чем?»

Но, досчитав до 30,

Сказал; «Ну дедушка,...»(Прости)

 

Встретил Витю я, соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но, представьте, зря от Вити

Ждал я слова...(Извините)

 

Если дарят в день рожденья

Вам конфеты и печенье.

Карандаш, альбом и книжку

Или мягкую мартышку,

Не молчи, как в речке рыба,

Говори друзьям...(Спасибо)

 

За день и ночь, за солнца луч,

За небо, чистое от туч,

За звезды, утро и зарю Ты говори...(Благодарю)

 

Учитель. Молодцы, первоклассники!  Не подвели Азбуку!'' (Обращаясь к Лени, Жадности,

 

-8-

Баловству.) Убедились, ЧТО наши ученики научились не только грамоте и письму?

 

Лень. Да, пожалуй, нам в этом классе делать нечего (обраща­ясь к своим «друзьям»). Бежим скорее в первый «Б» — там тоже сейчас праздник проходит. Может, мы с ними останемся?

Лень, Жадность, Баловство убегают.

 

Пролетел учебный год,

Повзрослели книжки,

Научились многому

Девчонки и мальчишки.

 

Учились мы по-разному,

Старались и ленились,

Но если по-серьёзному,

То честно мы трудились.

 

Учились буквы складывать,

Их по слогам читать,

Рукою непослушною

Старательно писать.

 

Плюс, минус, вычитание,

Прибавить и равно –

Все эти мудрые слова

Запомнили давно.

Исполняют песню «Чему учат в школе»

Формулу успеха знаем –

Это вовсе не секрет,

И она нам пригодится

Ещё много-много лет.

 

Чтобы дело спорилось,

Учёба, труд любой,

Возьмём с собой старание

Плюс интерес к познаниям,

Прибавим прилежание

И вычтем лень с тобой!

И станет ясно всем одно,

Что будет это всё равно

Хорошим, крепким знанием!

 

Мы читаем и мечтаем,

Верим в сказки, в чудеса,

В космос по ночам летаем,

Рассекая небеса.

 

Всё волшебней, всё чудесней,

Нашей выдумки полёт –

Наша сказка, наша песня

С нами рядышком живёт!

Исполняют песню «Улыбка»

 

Азбука.   Ну что ж, пришла пора расстаться,

Осталось только попрощаться.

 

Учитель. До свидания, Азбука, до свидания, Незнайка.

 

 

Сайт управляется системой uCoz