|
8. География
|
Автор разработок Сидорова Ирина Николаевна
Урок по теме: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» (кино-урок) Разработка Цели и задачи урока: Раскрыть уникальность озера Байкал. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Углубить и расширить знания о природных компонентах Байкала и их взаимосвязях. Рассмотреть экологические проблемы озера Байкал и пути их решения.
Оборудование: Физическая карта Росси, юга Сибири; картины озера Байкал; кинофильм «Байкал».
Ход урока I. Организационный момент На доске слова Л. С. Берга-«Чудо природы во всех отношениях». В начале урока зачитывается стихотворение М. Сергеева Байкал Лесистых гор полуовалы, Касанье голубых лекал, И скалы, срезанные валом, И небо, павшее в Байкал, И сам он -величав и вечен, В гранитной раме вырезной, И весь-до донышка - просвечен, И весь – до капельки - родной. И Ангары полет строптивый, И ветра крик, и гул турбин, И птицы – сосны над обрывом, И дикий ветер баргузин – В этом, без чего не в силах Быть далью даль и ширью ширь, И ты немыслима, Россия, И ты немыслима, Сибирь. II. Изучение новой темы « Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал» - говорят сибиряки. - Сейчас мы увидим это чудо природы. Озеро, которое является объектом мирового наследия. Идёт просмотр фильма «Озеро Байкал». После просмотра учащиеся работают с текстом учебника и картами по изучению природы озера.
План изучения – на доске:
|
6. Климат (резко континентальный), зимой – Сибирский антициклон, но у озера температура выше – почему? Почему Байкал замерзает только в конце декабря, январе? Особенности климата – местные ветры. 7. Реки – около 350 рек, коротких впадающих в озеро. Самая крупная река – Селенга. И только одна вытекает из озера. Какая? 8. Эндемики – голомянка, омуль, байкальская нерпа. 9. Уникумы Байкала. Напишите особенности озера (не менее 5 ). 10. Проблемы Байкала: а) лесозаготовки – молевой сплав; б) целлюлозно-бумажные комбинаты; в) ГЭС на Ангаре (подъём уровня воды); г) дикий туризм. Итог – загрязнение воды.
11. Пути решения: а) запретить молевой сплав; б) запрет рубки лесов на склонах хребтов, в) очистные сооружения на реках впадающих в Байкал, г) Байкал – заповедник. Создавать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами. д) поднять экологическую культуру населения.
При работе с учебником по плану учащимися делаются необходимые краткие записи в тетради.
III. Закрепление изученного Работа с картами. Заполнить таблицу (начерчена на доске перед уроком ):
IV. Домашнее задание Ответить на вопросы в конце параграфа. Составить 5 вопросов по теме, которые начинались бы со слова «Почему…?».
|