Сценарий урока мужества и гражданственности

«Сирень 1945 года»

Классы 6а,6б

Кл. руководители  Бабкова Г.В., Довгаль С.Ф.

 

Цель урока формирование патриотических и гражданских качеств учащихся с опорой на краеведческий материал и музыкально-литературное наследие военных лет..

     Форма урока: литературно-музыкальная гостиная «Песням тех военных лет поверьте»;

Материалы к уроку: плакаты, слайд-шоу, китель Подгрушнего Ф.И. с наградами, трофейный аккордеон, патефон военных лет.

 

Ход урока

Звучит песня из к/ф «Офицеры». На фоне слайдов с фото военных лет дети читают стихи

1-й ученик

Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

 

2-й ученик

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг раздались по эфиру,

Врезались в память слова…

(видеофрагмент начала войны)

3-й ученик

Голос уверенно-строгий

Сразу узнала страна.

Утром у нас на пороге

Заполыхала война.

4-й ученик

 

Прадеды наши Победу

Добыли немалой ценой,

Помним годов тех доблесть,

Опалённых войной!

 

5-й ученик

Салют взрывает тишину
Палитрой красок в небе синем.
Давно прошедшую войну,
Не забывает вся Россия.

6-й ученик

Все дальше с каждым годом Брест.
Он вел отчаянную битву.
Но память, как над Храмом крест,
Как всенародная молитва.

7-й ученик

Мы знаем, что родная Русь
Своих героев не забудет.
Их  славя, в День Победы пусть
Грохочут тысячи орудий!

8-й ученик

Победа – добытая кровью, -
Ты сердцу дороже стократ.
Ты с нами была в Подмосковье,
Ты помнишь Кавказ, Сталинград.
Ты с нами ходила в колоннах,
Вела нас в решительный бой.
Сегодня на наших знаменах
Ты солнце затмила собой.

 

Звучит марш «Прощание славянки» , на его фоне звучат слова учителя

 

1-й Учитель

- Что означает слово «победа»?

Академический словарь русского языка  раскрывает слово «победа» так:

1.      Успех в бою, в войне. 2. Успех в борьбе за что-либо, достижение, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы, преодоление чего-либо.

А почему мы с вами пишем слово Победа с большой буквы, имея в виду Победу в ВОв?

 

 

2-й Учитель

 

Кого из героев Великой Отечественной войны вы знаете? А что такое – герой?

 Справка:

1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий, отважный, подлинный, признанный, прославленный, славный, смелый, храбрый.

2. Герой - Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. (Словарь Ожегова).

 

Имена, каких полководцев Великой Отечественной войны вам известны?

Какие подвиги героев – воинов армии и флота, партизан вам запомнились из книг, кинофильмов?

Среди наших земляков, ребята, есть настоящие герои! Именем Героя Советского Союза Манцызова названа улица в нашем селе. А ещё у нас есть улица Победы. Кто из вас на ней живёт?

 

1-й Учитель

 

А знаете ли вы, что вторая мировая война завершилась 2 сентября 1945 г. «Сирень 1945 г.»; «май – сентябрь» - своеобразный мост, связывающий две победы, подчеркивающий вклад нашей страны в мировой цивилизационный процесс. А помните ли вы дату освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков 9 октября 1943 г.?

 

5-й ученик

Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.

 

1-й учитель.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен… И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.

 

6-й ученик.
И от песни сердцу было тесно:
Нас она вела на смертный бой,
Чтоб громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.

 

2-й учитель.
Песни были необходимы солдатам на войне. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.

 

7-й ученик.

Ветер песню мою унесет,
Чтоб тебе помогала в бою.
Помни: девушка верит и ждет
И любовь, и победу твою!

 

1-й учитель.
Стихи простые, наивные, но сколько в них надежды и любви! Не случайно символом верности и надежды стала девушка Катюша из песни Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… «Катюша» олицетворяла все самое лучшее в жизни — все то, что пытался разрушить беспощадный фашист. Потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия «Катюши» стала гимном итальянских партизан! А ещё  в дни войны бойцы прозвали «Катюшей» гвардейский многоствольный миномет — грозное оружие, которого панически боялись враги!
Давайте же хором споём с вами эту песню!

Исполняется песня «Катюша».

 

2-й учитель


А знаете,  ребята, что привёз  мой отец  с войны в далёком 45-м? Вот этот аккордеон!  Посмотрите, вот китель с его наградами, эти ордена и медали получены в боях с захватчиками, где порой до смерти было 4 шага. Он очень любил фронтовые песни, в их числе и «Землянка»

 

1-й учитель

Поэт Алексей Сурков говорил о своей песне: “Родилась эта песня случайно… Это были шестнадцать “домашних” строк из письма к жене. А написал я их в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробираться ночью из окружения. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы где-то в феврале не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить “что-нибудь, на что можно написать песню”. И тут я вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте…”

Давайте споём эту песню под гитару (исполняется «Землянка»)

 

1-й учитель

Поднимите руки те, у кого прадеды воевали в Великую Отечественную. А у кого дома есть солдатские письма? Об одном таком треугольничке я спою вам песню.

Музыку написал композитор Павел Аедоницкий , а слова - Евгений Долматовский . Стихотворение не автобиографическое: сам Долматовский и на войне был (как корреспондент), и в плену (в 1941 году), из которого бежал. Отец же его не мог присылать письма с фронта - он был арестован еще в 1938-м, расстрелян в 1939 году и реабилитирован в 1954-м. Так что песня - это мечта о другой, более счастливой жизни...

СИРЕНЬ

А я вот не был на войне,
Пришлось потом родиться,
Но знаю, что у нас в семье
С войны письмо хранится.
Еще, наверно, не женат
Тогда на нашей маме
Писал отец, простой солдат,
Влюбленными словами...

 

Центральный фронт,
июньский день,
Умытых листьев шорох.
И пахнет юная сирень
Сильней, чем старый порох.
Ты далеко, тебя здесь нет,
Но для тебя я снова
Собрал трепещущий букет,
Прохладный и лиловый.

 

В снарядной гильзе он стоит
В землянке батальонной.
Холодным пламенем горит,
Как будто спирт зажженный.
Придут усталые друзья -
Им тут светлее станет.
Любовь моя, сирень твоя,
Сияет и не вянет.

 

А я вот не был на войне,
Пришлось потом родиться,
Но знаю, что у нас в семье
С войны письмо хранится.
И каждый год в июньский день
Та память рядом с нами,
И мы с отцом несем сирень,
В подарок нашей маме.

(видеофрагмент парада Победы)


2-й учитель

А уж когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!.. Мирное время — какое счастье, какая радость!

Давайте послушаем «Майский вальс» композитора  на слова! Подпевайте, ребята!(идёт видеоряд материалов с митингов в честь Дня Победы )

 

1-й ученик

Покой всех городов и сел старинных
Стерег дозор богатырей былинных.
Пускай те дни прошли, но слава вам,
Не давшим Русь врагу богатырям!
 

1-й ученик

Нас защищали прадеды и деды - 
В Берлине развевался флаг победы.
Когда нам по ночам сон сладкий снится,
Не спят солдаты наши на границе.
 

1-й ученик

Пусть память о войне всё глуше, тише,
Но смена им растёт из тех мальчишек,
Кто невелик, но изо всех силенок
Сам защищает слабых и девчонок!

1-й учитель

 Все дальше, все глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений, молодое поколение уже называет песнями наших отцов и дедов.

Но появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах. Они родились после 1945 года.

 

2-й учитель

Главная мысль, которую несут послевоенные песни, – об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбы всего мира. Одна из таких песен – “День Победы”, написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и необходимой.

Завершим же наш урок песней «День Победы»!

 

 

Источники материалов к уроку

 

· http://www.proshkolu.ru/user/Dikaya77/folder/10661/

· http://www.4stupeni.ru/category/day_9_may/

· http://holiday.meta.ua/9may08/9m08_sc2.php

· http://www.metodkabinet.eu/BGM/Temkatalog/TemKollekzii_9_may.html

 

Сайт управляется системой uCoz