13.                  Русский язык

 

Эта стрелочка переместит курсор на следующий блок

 

Эта стрелочка вернёт курсор к оглавлению

Загадки словообразования»

Разработка Михневой Е.П.

(статья опубликована в сборнике «Подготовка к ЕГЭ», изданном районным информационно-методическим центром управления образованием администрации муниципального образования Кущевский район, август 2007 года )

В1 – задание, проверяющее у учащихся навыки словообразовательного анализ. Включает в себя не только умение определить способ образования слова, но и выписать из текста нужный пример.

Как правило, в тесты включают слова, требующие особого внимания. Рассмотрим образцы.

1)                          слова на – ость часто содержат два корня (благодарность, малограмотность, благожелательность), и учащиеся ошибочно выбирают способ образования – сложение, а не суффиксальный, неправильно определив производящее слово:

малограмотность                      малограмотный + ость

благодарность                           благодарный + ость

2)                          Наречия на О в основном образованы тоже суффиксальным способом.

Бесконечно                                бесконечный + о

Загадочно                                  загадочный + о

Их нельзя путать с краткими прилагательными среднего рода, где О уже не является суффиксом (море (каково?) бесконечно).

3)  особого внимания требуют возвратные глаголы. Если глагол не употребляется без – ся и без приставки (разбежаться), то он образован приставочным суффиксальным способом. Если употребляется без – ся, значит образован суффиксальным способом (отключаться, растворяться.

4) Вызывает трудности один из способов  неморфологического образования – слияние. В словах быстрорастворимый, громкоговорящий и т.д. О – не является соединительной гласной и поэтому данные слова образованы не сложением, не неморфологическим способом – слияние из наречия и прилагательного.

 

Как упростить для учащихся подготовку к ЕГЭ?

 

 Разработка Михневой Е.П.

Е и И в падежных окончаниях имен существительных

 

Это правило изучают, опираясь на то, что ученик знает все 3 склонения существительных и падежи. А если не знает?! Если вот умудрился не выучить за 10-11 лет и учить не хочет? Тогда идем другим путем!

Пусть запомнит так:

-                          если к слову задаешь вопросы: кого? (не обязательно уточнять, что это родительный падеж) чего?, то пиши на конце слова И – всегда! (а не Е):

                             У  кого?  У мартышки.

                             Из чего? Из речки

-                          если к слову задаешь вопросы: кому? Чему? Или о ком? О чем? (не обязательно уточнять, что это дательный и предложный падежи), то посмотри на само слово. Те слова, что на - мя (время, племя, бремя и т.д.), на – ь (женского рода – лошадь, мышь), на -  ие, ия (армия, спасение)  - пиши с И, остальные с Е.

                               О лошади.

                               О плече.

                               О спасении.

Проще? Намного!

 

Е и И в окончаниях глаголов и суффиксах причастий

 

Начните с примера. Напишите на доске ряд глаголов и причастий, пропустив место для спорной буквы:

                          Они кле…т

                          Они пол…т

                          Оберега…мый

                          Ре…щий флаг

                          Он мысл…т

                          Она дума…т

Предложите устно вставить буквы. Пусть попробуют. Потом скажите: да это же так просто! Смотрите! И напишите рядом со словами, какую букву вставить, если слово I спряжения, а какую – если II спряжения:

                          I – у, ю, е

                          II – а, я, и

Когда же ученики возмутятся, говоря, что ни не знают спряжения, не помнят и т.д., то Вы невинно, с изумленным видом скажите: «Да что тут знать? Все, что в неопределенной форме на – ить, это II спряжение, а все, что не на – ить, это глаголы I спряжения. И тут главное, быстро, пока ребята не опомнились, написать это на доске:

Не на – ить                                                     на – ить

            I спряжение                                                   II спряжение

Вопросы неопределенной формы ( что делать? Что сделать?). неплохо бы сразу закрепить на практике. Но! На первом уроке не надо ничего говорить про исключения! Ни слова! Пусть сначала поверят, что все очень все очень просто. Выучат данный минимум! А про исключения расскажите чуть позже и обязательно заставите выучить как стихотворение каждого!

А пока пусть запомнят:

I  спряжение                                                                                II спряжение

        Е                                 в безударном положении                       И

 

Они: - ут; - ют                                                                         они: - ат, ят

 

                                                        у причастий

 

ущ, ющ, ем                                                                                ащ, ящ, им

  

Фонетический анализ слова

 

Ваш ученик плохо ориентируется в фонетических джунглях? Помогите ему, дав несколько простых подсказок.

1.      Где искать Й? В буквах е, ё, ю, я, если они стоят:

-                          в начале слова;

-                          после ъ или ь;

-                          после гласных (а, я, о, ё, э, е, у, ю, ы, и). (напомните, что гласные можно петь, а не помогает – просто напишите их, пусть зубрят).

2.      Где искать Ы? В сочетаниях жи, ши, ци.

3.      Где искать гласный? (а, о, у, э, и)

-                          под ударением. (пусть ставит ударение и смотрит).

              Например: где [а]?

                                 Аптека [э] -

                                 Ягодка [йа] +

4.      Пусть запомнит закон конца русского слова: «Звонкий превращается в глухой!»

                                 Дуб[п]

                                 Зуб [п]

5.      Пусть выучит волшебную фразу, в которой собраны все глухие согласные

                           «Степка, хочешь щец? Фи!»

      и запомнит, что остальные – звонкие.

6.      Пусть запомнит, что согласные бывают мягкими и твердыми. Но!

                          Только мягкие:   ч, щ, й

                          Только твердые: ж, ш, ц

Все это намного упростит работу с фонетическими заданиями.

 

Ь после шипяших

(Напомните, что шипящие – это ж, ш, ч, щ)

Здесь мало простора для упрощения. Но попробуем. Главное, чтобы ученик умел задавать вопрос к нужному слову. А дальше:

1.      Кто? Что? ( имя существительное) у женского рода ь есть, а у мужского рода ь нет.

              Она                                                           Он

            Мышь                                                          Меч,

Но у множественного числа ь нет: много задач .

2.      Как? (наречие)

Пиши Ь!  ( как?)Прочь, (как?) настежь,

       Исключения: уж,  замуж, невтерпеж.

           3. Каков? (краткое прилагательное)   не пиши Ь!  - хорош, могуч.

 

4.      Что делать? И т.д. (глагол)

У глаголов всегда пиши Ь  после шипящих.

Ь сохраняется перед – те и – ся: режьте, бежишь, подстричься.

 

Разбор слова по составу

Первое, что должен запомнить ученик, это то, что у слов, к которым задаем вопросы как? (наречия) и что делая? Что сделав? (деепричастия) – нет окончаний вообще.

Нет окончаний и у слов заимствованных (пальто, кино, кенгуру).

А вот в остальных словах  есть. И если даже кажется, что нет, то все равно есть, только нулевое: переход.

Пусть запомнит часто встречающиеся приставки: на, за, с, под, пере, пре, при, над, низ, не, в, во, до, по, про, пра …

И пусть выучит сочетания букв, которые я называю «ловушки». Это тогда, когда 2 суффикса стоят рядом: ающ, аящ, авш, увш, ал, анн, ел, янн, ил, инн.

 

Сайт управляется системой uCoz