КВН по сказкам А.С. Пушкина
«Там на неведомых дорожках…»
Методическая разработка урока-игры для учащихся начальных классов учителя Пиденко Н.И.
Цель: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, его сказками;
развивать внимание, наблюдательность, любознательность;
воспитывать любовь к чтению, расширять круг детского чтения.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, выставка книг, карточки с заданиями
для команд.
Ход занятия
Класс делится на две команды «Сказочники» и «Умная сказка».
Итак, друзья, начнём программу
Затей у нас большой запас:
А для кого они?
ДЛЯ ВАС!
Мы знаем вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет интересней для детворы,
Чем наши волшебные сказки.
Ведущий (учитель): «Ребята! Сегодня у нас праздник, на котором мы покажем, кто лучше вспомнит произведения и факты жизни русского поэта А. С. Пушкина.
Все мы с детских лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, и смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.
1 конкурс. Вопросы по биографии А.С.Пушкина
Давайте вместе с вами вспомним некоторые факты из его биографии:
— В каком году родился А. С. Пушкин? (1799)
— Какого числа мы будем отмечать 200 лет со дня рождения поэта? (6 июня)
— В каком городе родился Пушкин? (в Москве)
— Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда Осиповна)
— В какой школе учился А. С. Пушкин? (в Царскосельском лицее)
— Были ли у Пушкина братья и сестры? (сестра Ольга и брат Лев)
— К кому обращался Пушкин с такими словами: «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя» ?... (к няне Арине Родионовне)
— О каком городе Пушкин писал: «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит».
(О Петербурге)
2 конкурс «Разминка».
- Назвать героев сказок А.С.Пушкина:
«Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Руслан и Людмила»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о мёртвой царевне о семи богатырях»,
«Сказка о царе Салтане…»,
«Сказка о попе и его работнике Балде».
3 конкурс. Блиц-викторина по произведениям А. С. Пушкина:
1) Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (Яблоком)
2) Мимо какого острова проплывали гости-господа? (мимо острова Буяна)
3) В какой сказке Пушкина «в синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут?» («Сказка о царе Салтане»)
4) От кого князь Гвидон спас царевну-Лебедь? («Ты не коршуна убил, Чародея погубил»)
5) В кого превратила царевна-Лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)
6) В каких сказках Пушкина присутствует цифра 33? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)
7) В поэме «Руслан и Людмила» есть такая строчка: «Там чудеса, там леший бродит...». Кто такой леший? (Леший — в славянской мифологии — хозяин леса)
8) Из какой это сказки:
Выбрал я жену себе,
Дочь послушную тебе,
Просим оба разрешенья,
Твоего благословенья? (из «Сказки о царе Салтане»)
9) Из какой это сказки:
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
10) А эти вопросы об известной всем вам сказке А. С. Пушкина «Сказке о рыбаке и рыбке»:
— Сколько лет рыбачал старик? («... он рыбачил 30лет и 3 года»).
— Сколько раз закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (2 раза).
— Кем предстала перед стариком его старуха в первый раз? (Столбовой дворянкой)
— Сколько времени была царицей старуха? («вот неделя, другая проходит»... — две недели)
— Сколько просьб старика выполнила рыбка? (Четыре просьбы: корыто, изба, дворянка, царица)
— Последнее желание сварливой старухи? («... стать владычицей морскою»)
И что из этого получилось? Какой вывод можно сделать?
11) В синем небе звёзды блещут.
В синем море волны плещут. («Сказка о царе Салтане…»)
12) Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет («Сказка о царе Салтане…»)
13) В кого превращала царевна-лебедь князя Гвидона? (в комара, муху, шмеля)
14) Как изображает А.С.Пушкин царевну-лебедь? (Месяц под косой горит)
15) Кто говорит:
«Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее.»
4 конкурс «Лучший знаток сказок и произведений А.С.Пушкина».
1. Из какой сказки эти строки:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее.
2. Что кричал петушок на спице?
(Кири-ка-ку царствуй лёжа на боку)
3. Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб.
Что же приговаривал Балда с укоризной?
(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной).
4. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
( Жил старик со своею старухой у самого синего моря).
5. Какими словами обращался старик к золотой рыбке?
(Смилуйся государыня рыбка…)
6. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
(Три девицы под окном пряли поздно вечерком…).
7. Какими словами заканчивается «Сказка о царе Салтане»?
(Я там был, мёд, пиво пил – и усы лишь обмочил. )
8. Какими словами заканчивается «Сказка о Золотом петушке»?
(Сказка ложь, да в ней намёк.
Добрым молодцам урок!)
5 конкурс «Знаешь ли ты…»
- Что ответило зеркальце злой мачехе в конце сказки?
- Что пообещал царь Дадон мудрецу?
Ведущий: «А сейчас, ребята, посмотрите на эти таблички—на них последние слова строчек четверостиший из знаменитых стихотворений А. С. Пушкина. Вы должны вспомнить и прочитать все четверостишие и назвать произведение:
1. У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью, кот ученый
Все ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила»)
2. Зима, крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь.
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью, как-нибудь. («Евгений Онегин»)
3. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. («Зимний вечер»)
6 конкурс – Конкурс чтецов.
Рассказать наизусть любое стихотворение А.С. Пушкина.
7 конкурс «Кто отправил эти телеграммы».
Да вот верёвкой хочу море морщить,
Да вас, проклятое племя, корчить. (Балда)
Горе мне! Попались в сети
Оба наших сокола
Горе! Смерть моя пришла! (Царь Дадон)
Ведущий: А теперь подведем итоги викторины и назовем лучшего знатока сказок А. С. Пушкина.
Подведение итогов КВН и награждение победителей