Классный час: «Православие и традиции казаков».

Компиляция Бабковой Г.В.

Цели:

1.      Формирование понятий:  культура, традиции, православие;

2.      Знакомство с православными традициями казачества;

3.      Формирование у детей гражданской позиции.

Оборудование: медиапроектор, слайды, раздаточный материал (таблички для заполнения и тексты песен).

Содержание слайд-шоу:

•         Православные каноны и традиции;

•          Кубань православная;

•         Основные православные праздники;

•         Десять заповедей

 

Ход классного часа:

1. Ассоциативная игра. У детей на столах незаполненные таблички

родина

культура

религия

 

 

 

Наш классный час посвящен таким важным понятиям, как  культура, традиции, православие. Все мы знаем значение этих слов. Но давайте  под каждым понятием подпишем те слова, которые у вас с ними тесно связаны.

родина

культура

религия

Мама

Дом

Кубань

поле

Вежливость

Музей

традиции

 

Церковь

Священник

Совесть

Пасха

 Рождество или др.

Обобщение: можем ли мы себя представить без всего этого. А что такое традиции?

Давайте споём с вами старую казачью песню «Ой на гори та й жнецы жнуть»

А теперь давайте споём песню о казаках (Под гитару исполняется песня А.Розенбаума «Под зарю вечернюю»)

2. Беседа

Песни – часть нашей культуры. Скажите, какими предстали казаки в этих песнях? Что приемлемо для нас, что – нет?  Гордимся ли мы тем, что живём в казачьем краю? Давайте выстроим цепочку слов, с помощью которых мы обозначим своё место в мире:

Я –>родители –> родственники –> друзья–> соседи школа–> улица–> село –> Кубань –>Россия

–  Скажите, это здорово ощущать, что ты один из очень многих, живущих в большом государстве – отечестве?

Какими земляками мы гордимся?

Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Но важнее всего – единая культура.

–  Что, по-вашему, помогает отличить добро от зла, правду от неправды?

–  Именно культура отвечает за это!  Представьте на минуту, что культуру бы упразднили, предали забвению – что бы началось?

Люди учатся друг у друга не только в школе. Дружить, заступаться за правду, любить родных людей мы учимся не только на уроках. А это тоже часть культуры.

Как надо отмечать государственный, народный или религиозный праздник? Каким образом встретить в доме гостя? Как организовать свадьбу или пережить потерю близкого человека, ухаживать за могилами предков?  Это тоже вопросы культуры.

Эти правила, нормы, обычаи люди впитывают с первого дня своей жизни. Свою культуру человек обычно не выбирает. Он рождается в ней, дышит ею, в ней растет.

– Как, по-вашему, вера может определять поведение и культуру? Послушайте, какую роль играла вера в жизни казаков. (Слайды и рассказ)

Среди казаков досоветского времени безбожников не было. Путь к познанию Бога начинался в семье. Именно в родном доме происходило знакомство ребенка с религией. Именно через семью, в первую очередь, передаются из поколения в поколение религиозные верования, сознание их приоритета, наиболее важные общественные ценности, традиции, этические нормы. Эти нормы выражены в Десяти заповедях. Давайте прочтём их.

Нравственная основа воспитания казачьей семьи

Православие определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный круг обрядов.

Таинству крещения казаки передавали огромное значение, утверждая, что до крещения у младенцев нет души, а дети, умершие не крещенными, не явятся на страшный суд. Отсюда большое уважение к восприемникам (крестной и крестному).

Перед тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к иконам) и молились: «определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и долгие годы». Когда у младенца прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком.

Дети, по понятиям казаков – признак благополучия, признак «Благословления Господня над семьей».

Неимение детей считалось Божьим наказанием, не говоря уже о венчании. Народная свадебная обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак, их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог нам слышанное видеть, желанное получить».

Сваты, подходя к дому, говорили три раза: «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй нас». Из дома отвечали: «Аминь» и отворяли двери. Все основные действия свадебных обрядов также сопровождались молитвами. В день свадьбы с благовестом к обедне отец и мать благословляли святой иконой невесту, которая, положив три Земных поклона, целовала Святой лик, кланялась в ноги родителям. Жених, получив благословление своих родителей, отправлялся к невесте. Впереди шел священник с крестом, затем мальчики несли благословенные образа с пеленами. Венчание было единственным доказательством законности брака.

На рождество ходили Христа славить, начиная с дома атамана. В домах пели «Христос рождается» и пр. На Троицу водили хороводы. Молодежь устраивала вечеринки. Особо почитали престольные праздники станиц. На престольные праздники, Рождество, Пасху, в день Государевых именин устраивали общественные угощения. На проводах казаков на службу духовенство обязательно служило молебен. По Усопшим воинам ежегодно всей станицей служили торжественные панихиды.

Православная вера отражалась во многих мелочах повседневной жизни, ни одного сколько-нибудь важного дела не начинали без молитвы. Побратимы менялись своими крестами, заключали дружбу «по гроб», «ибо крест великое дело». Часто за советом шли к священнику. Давали различные обеты. Твердым было понятие греха: «Тяжкий грех с родителями ссориться», худо это – отца не почел, значит, Бога не почел. Неисполнение предсмертной воли родителей считалось тяжким грехом, это значит не давать родителям покоя в гробу и тревожить их кости. Человек не смеет отнять жизнь – жизнь, которую даровал Бог. Но убить врага в битвегрехом не считалось: сражаешься за правое дело, значит, Бог твою руку направляет, от невинного удар отведёт. Но если шашку поднял ради наживы, не миновать расплаты.   Гневаться (обижаться) – тоже грех: «Мы, казаки, народ незлопамятный, гнев прошел и мы на мир охотно идем, и это хорошо, потому что мы прощаем на Земле и сами будем прощены на небе. Так по Закону Божьему».

Казаки остро чувствовали свою вечную духовную связь с умершими родителями. Накануне свадьбы жених и невеста ходили на могилы родителей или родственников, «отца и мать уважать надо – на том свете пригодится». Дети не должны ничего предпринимать без согласия и родительского благословления. После смерти их поминают в день их рождения и смерти, раздавая милостыню нуждающимся и подавая на поминальный стол храма (в основе милостыни – это накормить голодного и нуждающегося от достатка своего). Особо почитались при раздаче милостыни нищие, калеки (или как раньше называли – убогие), обездоленные, одинокие старики и старухи преклонного возраста, нуждающиеся в помощи своего хутора, станицы. Дети знали, где проживают эти одинокие старики и старухи и разносили по заданию матери или отца им готовую снедь: пирожки, пышки, лепешки, блины, а также крупу, муку, зарезали кабана – отнести тому-то, наловили рыбы или спахтали масло – отнести тому-то, и пр. поделиться своим достатком было жизненной потребностью.

Самая действительная и угодная Богу милостыня – это тайная, чтобы никто не знал, кроме Бога, добро, которое ты делаешь.

Рассказывают, до революции наиболее состоятельные казаки запрягали в повозку лошадь, насыпали в нее зерна, а сзади повозки привязывали корову, намотав ей на рога ткани (по казачьему – полотна), выезжали из станицы или хутора подальше и оставляли эту упряжь, как подаяние на дороге. О виде этой милостыни люди знали, и, не испытывающие нужду считали за грех воспользоваться этим подаянием

Вот такие традиции были у наших предков.

Что вызывает у вас чувство гордости? Что вы возьмёте из них для себя, чему хотели бы подражать? Чему научил вас этот классный час?

Электронные источники: 

1.      http://st-sh3.narod.ru/teachers/PusAOV.htm , разработка  учителя Андреевой О.В.

2.      http://www.slavakubani.ru/read.php?id=651&page=4

Традиции и обычаи казаков

Сайт управляется системой uCoz