8.  География

 

 

Автор разработок Сидорова Ирина Николаевна

 

 

Урок  по теме: «Озеро Байкал-жемчужина Сибири» (кино-урок)

 Разработка

Цели и задачи урока:

Раскрыть уникальность озера Байкал. Познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал. Углубить и расширить знания о природных компонентах Байкала и их взаимосвязях. Рассмотреть экологические проблемы озера Байкал и пути их решения.

 

Оборудование:

Физическая карта Росси, юга Сибири; картины озера Байкал; кинофильм «Байкал».

 

Ход урока

I.                   Организационный момент

На доске слова Л. С. Берга-«Чудо природы во всех отношениях».

В начале урока зачитывается стихотворение М. Сергеева

Байкал

                                                    Лесистых гор полуовалы,

                                                    Касанье голубых лекал,

                                                    И скалы, срезанные валом,

                                                    И небо, павшее в Байкал,

                                                    И сам он -величав и вечен,

                                                    В гранитной раме вырезной,

                                                    И весь-до донышка - просвечен,

                                                    И весь – до капельки -  родной.

                                                    И Ангары полет строптивый,

                                                    И ветра крик, и гул турбин,

                                                    И птицы – сосны над обрывом,

                                                    И дикий ветер баргузин –

                                                    В этом, без чего не в силах

                                                    Быть далью даль и ширью ширь,

                                                    И ты немыслима, Россия,

                                                    И ты немыслима, Сибирь.

II. Изучение новой темы

« Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал» - говорят сибиряки.

- Сейчас мы увидим это чудо природы. Озеро, которое является объектом мирового наследия. Идёт просмотр фильма «Озеро Байкал». После просмотра учащиеся работают с текстом учебника и картами по изучению природы озера.

 

План изучения – на доске:

  1. Географическое положение озера.
  2. История открытия. Когда русские впервые появились на озере? XVII век «Житие протопопа Аввакума», Курбат Иванов, К. Москвитин, И. Д. Иерский.
  3. Происхождение озера Байкал. Самая древняя сейсмическая зона (возраст озера -15-20 миллионов лет тектоническая впадина).
  4. Берега (гористые). Найдите и выпишите хребты, окаймляющие озеро.
  5. Глубина и ширина. Найдите в тексте размеры озера.

 

6.   Климат (резко континентальный), зимой – Сибирский антициклон, но у озера температура выше – почему? Почему Байкал замерзает только в конце декабря, январе? Особенности климата – местные ветры.

7.      Реки – около 350 рек, коротких впадающих в озеро. Самая крупная река – Селенга. И только одна вытекает из озера. Какая?

8.      Эндемики – голомянка, омуль, байкальская нерпа.

9.      Уникумы Байкала. Напишите особенности озера (не менее 5 ).

10.      Проблемы Байкала:

а) лесозаготовки – молевой сплав;

б) целлюлозно-бумажные комбинаты;

в) ГЭС на Ангаре (подъём уровня воды);

г) дикий туризм.

Итог – загрязнение воды.

 

11.      Пути решения:

а) запретить молевой сплав;

б) запрет рубки лесов на склонах хребтов,

в) очистные сооружения на реках впадающих в Байкал,

г) Байкал – заповедник. Создавать базы отдыха с организованными посещениями озера туристами.

д) поднять экологическую культуру населения.

 

При работе с учебником по плану учащимися делаются необходимые краткие записи в тетради.

 

III. Закрепление изученного

Работа с картами. Заполнить таблицу (начерчена на доске перед уроком ):

Хребты

Реки

Острова

Заливы, бухты    

Полуострова, мысы.

 

Байкальский

Баргузинский

Хамар-Дабан

Приморский

Селенга

Баргузин

Ангара

Сарма

Ольхон

Ушканьи

Круглый

Долгий

Бабушка

Внучка

Аяя

Песчаная

Провал

Покойники

Святой Нос

Шаманка

 

 

 

 

IV. Домашнее задание

Ответить на вопросы в конце параграфа.

Составить 5 вопросов по теме, которые начинались бы со слова «Почему…?».

 

   

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz