11.  Физика

Автор разработок Довгаль Светлана Фёдоровна

 

Урок: каким ему быть?

 

Как научить детей, как им дать хоть минимум знаний? Не секрет, что часто для ученика главное не слово «надо», а банальный интерес к личности учителя.

Учитель - человек немножко (а может и «множко») не от мира сего. Мы всегда что-то ищем, экспериментируем, пробуем, и иногда получается что-то интересное. И никто нас за это не хвалит, начальство не благодарит.

Как же прочнее и крепче заложить кирпичики-уроки в фундамент миропонимания? Ведь кирпичики надо плотно укладывать и тщательно подгонять  друг к другу, чтобы «фундамент» был прочным и навека!

Каковы должны быть эти «кирпичики-уроки»? Из чего могут состоять? Ответ, по аналогии со строительством, напрашивается такой: одинаковыми, стандартными, т.е. КЛАССИЧЕСКИМИ.

И это верно, ведь нет ничего лучше классики. Как прекрасен ваш черный английский костюм! На вас приятно смотреть и день, и два, но неделю, месяц, четверть, год… С ума сойти, вас видеть уже хочется.

И мне кажется, что то же самое происходит и с уроками. «Виват, классика!». Но подумайте, как ярко и по-новому она заиграет, если добавить несколько нежных незабудок или яркую розу. А может вообще, черное поменять на красное, со сногсшибательным разрезом и интригующим декольте?  Чтобы был восторг! Удивление! И незабываемые встречи! Чтобы ученики на таких уроках были потрясены и шокированы, а в конце – аплодисменты и восторженные слова.

Уверена, вы согласитесь со мной, что нужны и такие уроки.

Поэтому я провожу уроки-спектакли, где Госпожа Волновая Теория Светиловна и Госпожа Квантовая Теория Корпускуляровна доказывают каждая свою правоту. Здесь же господин Френель и господин Планк помогают своим подзащитным.

Все мы знаем, что если на уроке не будет интереса, то очень сложно и даже порой невозможно чему-то научить. Поэтому иногда привлекаю внимание детей следующим способом: например, перед изучением темы «Проводники тока», читаю стихи Бернса:

«Зачем надевают кольцо золотое

На палец, когда обручаются двое? –

Меня любопытная дева спросила.

Не став пред вопросом в тупик

Ответил я так собеседнице милой:

«Владеет любовь магнетической силой,

А золото проводник!»

 

Или: помните у Лермонтова:

                    «Когда Печорин и княжна Мэри на лошадях прогуливались в горах и переезжали через ручей, у девушки  закружилась голова, и она пошатнулась в седле. Печорин поддержал ее за локоть.  А ведь «кисейный рукав – плохая защита, и электрическая искра проскочила от него к ней».

Или:

Падает зернышко в узкой меже,

Надо же с ускорением «g».

Что мы не кинем,

Что мы не бросим,

Все - с ускорением 9 и 8.

 Т.е. придерживаемся только одной цели – заинтересовать! А там и формула быстрей запомнится и задача решится.

На неделе физики приглашаю учеников 3-го класса и устраиваю каскад опытов. У детей 300% интерес и они с трепетом ждут, когда перейдут в 7  класс, что бы поскорей начать изучать физику в волшебном кабинете.

На своих уроках пытаюсь найти подход к каждому ученику. Стараюсь работать не на весь класс, а на каждого ребенка. Радуюсь блестящим ответам сильных учеников, но еще больше уважаю того, кто в течение полугода не мог связать и двух слов, а потом вдруг показал себя блестяще,  раскрыв тему, ответив на все мои вопросы. А какой путь прошли мы вместе, пока этот ответ родился, смог стать реальностью.

Помню такой случай: девочка-умничка, из положительной семьи. Отвечала всегда хорошо, но была далека от уроков. Несколько моих попыток сблизить ее  с предметом не увенчались успехом. И вдруг, объясняя тему диффузия, достаю флакончик духов. И ее громкий изумленный шепот: «Это любимые духи моей мамы!» Все! Стена между нами рухнула, я стала ей близкой и родной, и уроки стали общими, любимыми.

И еще одна девочка. Немного не ординарная, но интересная. На уроке она отдалена от меня: с учебником, с формулами, с лабораторными, с задачами. Я боялась к ней подойти чтобы не разрушить её тонкий внутренний мир, но чувствую «уходит» от моей физики, на уроке меня не воспринимает. Я решила писать ей письма. В тетрадь для лабораторных работ или контрольных клала лист с комментариями её оценок. И она стала мне отвечать! Очень своеобразно оригинально и умно, сначала про физику, а потом вообще о жизни. Все! Этот ребенок мой!

Не хочу никого пропускать мимо физики. Нашла еще один способ погружения ребят в физику методом фото сессий.

Ребята стали моделями! Освещение, фотоаппарат, приборы, опыты – вот так смешала ребят с физикой. А потом оформили все полученное как стенд в кабинете. И вы, не поверите, были толпы детей возле стендов и сотни вопросов: кто? как? когда? почему? Значит, дело сделано. Ребята просто не могли себе позволить быть несведущими в физике.

В наших старших классах учатся дети из разных школ. Года три назад пришли ребята из 6-ти школ и даже из разных городов. Половина незнакомых детей. Как учить их? Какие они по характеру? Кто аудиал? Визуал? Кинестетик?

Решили выявить с психологом школы, в какой мере дети владеют главными надпредметными способами учебной деятельности, сколько среди них сангвиников, сколько холериков, меланхоликов.

И вот что мы разузнали: в классе 45% флегматиков и меланхоликом. Поэтому  не надо и время терять на них во время быстрого фронтального опроса. 30% холериков и их наши пространственные объяснения только раздражают их. Этим ребятам нужны основные понятия и конкретные задания.

Но два сангвиника оказались правополушарными, им необходимо подобрать иллюстрации законов, дать сообщения из жизни ученых или об истории открытия законов.

Флегматики и меланхолики – правополушарные, значит к ним нельзя применять внушающие монологи. Не поймут. А вот если дать приборы, инструкцию к лабораторной работе, то они сами неспешно погрузятся в мир новых знаний. Только надо не забывать о них, подходить изредка, задавать темп работы.

Почти все сангвиники и холерики – лидеры. Но один сангвиник оказался аутсайдером, к тому же с депрессивным уклоном. Поэтому подсаживаюсь к Ванечке и помогаю. Иначе нельзя, ведь холерик не терпит неудач.

Холерики и сангвиники – визуалы, а один из них Ильяс – аудиал. Поэтому даже если он роется в портфеле, смотрит в окно или рисует на листке, я не обращаю внимания на него, не трачу время – знаю, что он все слышит.

А все меланхолики оказались кинестетическими. Им эмоционально объяснять не надо. Эффективнее – спокойно, даже чуть пренебрежительно. Они никогда не разберутся в сложных схемах или задачах. Только приборы, рисунки и книги помогут им разобраться.

Я этого не знала, и совсем не понимала, почему мой Леша никак не реагирует на мои артистичные «выпады». А ведь этим я только отдаляла его от физики

После всего сказанного готовиться к уроку стало очень сложно, иногда почти невозможно. Сама не рада, что затеяла все это. Работать на каждого ученика почти не получалось. И подготовка, и урок требовали уйму времени, а результатов никаких. Уроки тянулись, как резина, скрипели.

Не раз говорила себе: «Все! Брошу! Буду просто вести уроки!» И вдруг, как прошло 2,5 месяца, с ребятами что-то случилось. Уроки стали живее, насыщеннее, веселее. Алла, моя скромница, после блестящего ответа растерялась, словно ее ошеломило, что она все знает. А когда отвечал Леша, боялась дышать, чтобы парень не потерял уверенности, ведь его любимая фраза «Я ничего не понимаю». Видели бы вы лицо Леши, когда он закончил ответ.

Ребята моего класса, видя всё это заявили: « А чем мы хуже» и продолжили мою работу уже для нашего класса. Результаты работы были отмечены  на краевой конференции «Эврика» Тесты показали, что у этой методики есть результаты. Значит, мы на верном пути.

 Урок. Каким же ему быть? Ответить на этот вопрос непросто. На уроке мы решаем учебно-воспитательные задачи. Или воспитально-учебные? Что важнее, ответит только каждый из вас.

 

 

Приучать к физике с младых ногтей!

 

 
 

 

 

 

Наша фотосессия по физике

 

 

 

 
 
 
 

 

Тема: «Физика за чайным столом»

 

 

Оборудование: самовар, чайные чашки, сахар, конфеты, нож, халва, сливки, салфетки, полотенце, стакан из толстого стекла, стакан из тонкого стекла, трехгранная стеклянная призма, набор кристаллических и аморфных тел, плакат «Кристаллы», модели кристаллических решеток.

 

 

(Звучит мелодия «У самовара я и моя Маша»)

 

Дорогие ребята, сегодня, как вы видите, у нас необычный урок. Это урок-лабораторная с наблюдениями и дегустацией.

У меня на столе самовар:

1.     Каким образом вода в нем нагрелась?

2.     По какому закону можно рассчитать количество теплоты?

3.     Объясните процесс кипения.

4.     Почему образуется капля?

5.     Что мы видим над чашкой?

6.     Что такое пар?

7.     Пролитый чай лучше вытереть шелковой или хлопчатобумажной салфеткой? Почему?

8.     Роль чайной ложки.

9.     Наливаем чай в тонкий стакан. И он не лопается. Почему? А толстое стекло обязательно треснет. Почему?

10. К чаю подаем сахар. Что это – кристалл или аморфное тело?

11. А тебе, Сережа, леденец. И объясни, пожалуйста, физику кристаллических тел и аморфного леденца.

12. Коле горячо, налил чай в блюдце. (слайд «Купчиха» Кустодиева)

13.  В чаю сливки. Как получили сливки?

14. А еще халва! Каким образом получили халву?

15. У меня два ножа, тупой и острый. Почему острым ножом резать легче?

16. Чаепитие – это целый ритуал. (слайды о Японии)

 

Но и на Руси тоже любили чаепитие. Да и самовар – чисто русское изобретение.

Чай – это общение, раскрепощение, улучшение настроения. И умный руководитель допустит десятиминутное чаепитие своих подчиненных. Ведь он знает, что все окупиться с лихвой.

Во всех русских интеллигентных семьях обязательно был вечерний, семейный чай. За чайным столом вились умные беседы, на которых обязательно присутствовали дети.

Сейчас мы посмотрим маленькую сценку «Чаепитие в интеллигентной семье».

Папа – земский врач, мама – домохозяйка, которая окончила гимназию и музыкальную школу, дочь – 7 лет.

 

Мама: Дорогой, какие новости в земстве?

Папа: О, события важные. Сегодня был на собрании, на котором принято решение строить железную дорогу к нашему городку.

Мама: О! Это очень интересно. Как твои больные? Как тот молодой извозчик?

Папа: Ему лучше. Хрипы в легких уменьшились.

Дочь: Папа, а как ты узнал, что хрипы уменьшились?

Папа: Мне помогает вот этот прибор – фонендоскоп.

Дочь: Как помогает???

Папа: Очень просто, дочка. Посмотри, с одного конца он шире, с другого уже. Если приложить к груди больного широкую сторону, а к уху другую, то все можно услышать. Звук входит в прибор, усиливается, и я слышу, как дышит человек. Это физика. Гром, ветер, молния – это тоже физика.

Дочь: А радуга? Недавно я видела после дождя радугу. Как она получается?

Мама: Я объясню тебе. У нас в гостиной стоит зеркало из толстого стекла, грани у него скошены, и когда солнце попадает на этот край, то белый солнечный свет, пройдя через скошенную грань, разлагается на 7 цветов. Вот у меня есть стеклянная треугольная призма. Посмотри. Капля дождя по форме напоминает призму. И капля, и призма дают вот эти цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Дочь: А как ты эти цвета запомнила?

Мама: А вот, дочка, когда будешь ходить в гимназию, тебя и это расскажут. 

           А нам подсказала учительница физики такую фразу: «Как однажды Жан – звонарь городской свалил фонарь». В ней каждое слово соответствует цветам. Как – красный, однажды – оранжевый и так далее.

Дочь: А я радугу видела еще и у керосиновой лавки.

Папа: Это не радуга, а совершенно другое явление. Когда керосин попадает на лужу, он растекается сверху тонкой пленкой. Через эту пленку проходит солнечный свет, часть которого отражается и начинает складываться разными лучами. Называется это интерференцией.

Дочь: Все понятно. Но вот я присмотрелась на лампу, прищурив глаза, и тоже получилась… интерференция?

Мама: Да, дочка, ты видишь радужную картинку. Лучики света огибают твои реснички, то есть диффрактируют, а потом снова складываются.

Мама к папе: Сегодня приходил настройщик рояля. Теперь клавиша «Ля» дает точно 440 Гц.

Дочь: А рояль тоже физика?

Папа: Да, дочка. Идем, я покажу тебе струны рояля и ударные молоточки, их разную длину, толщину, разное натяжение.

Дочь: Мама, правда папа у нас умный, он все знает. И ты мамочка так много знаешь!

Мама: Скоро, и ты, дочка, будешь ходишь в гимназию №20, и если тебя будет учить такие же учителя, какие учили нас, то ты будешь знать больше нас с папой!

Дочь: Хочу в гимназию! Хочу учить физику!

 

Учитель: Не правда ли, замечательная семья, прекрасное чаепитие. Думаю,  многие из вас позавидовали им розовой завистью. Но, к сожалению, есть и другие семьи. Например, когда папа без специальности, не имеет места работы, перебивается случайными заработками.

Мать: Деньги принес? Сколько? Как жить?

Сын: Мама, нам сегодня в школе насказывали про цунами. Ты знаешь что это? А что такое ураган?

Мать: У меня в душе ураган. Пей чай молча. А ты сходи к хозяину. Выясни, почему он так мало денег дал. Ты же канаву длинную вырыл!

Отец: А что хозяин? Он не даст. Он и так за пиво и сигареты вычел.

Сын: Папа, а почему у Ивановых на телевизоре антенна стоит, а у нас на крыше?

Отец: Не знаю… Где моя газета?

Мать: Не трогай отца, ему не до антенны!

Сын:  Мама, а почему молния сверкает?

Мать: Чай попил, иди гуляй!

Сын: Пойду к Кольке, он взрослый уже, из школы даже выгнали, может он расскажет.

 

Учитель: И Колька рассказал… И покатился сын на наклонной вниз. А началось все  с чая.

И какой же вывод мы можем сделать из увиденного?

 

Ребята: Давайте учить физику! Хотя бы для того, чтобы рассказать о том, что мы знаем, нашим детям!!!

 

   
Сайт управляется системой uCoz